<<< обратно
ПРОГРЕССИВНЫЙ
РОК Термин,
интегрирующий направления, возникшие в рок-музыке в конце 60-х — первой половине
70-х годов и представлявшие в то время альтернативу как салонному «изи
лиснинг», так и коммерческим «тинибопперам». Прогрессивный рок — прямое
порождение движения «андерграунд» и, в тех или иных проявлениях, он несет в
себе большинство догм музыкальной контркультуры, в первую очередь,
представление о роке как «серьезном искусстве». Отсюда — стремление ко
всевозможным «некоммерческим» экспериментам и «философичности» содержания,
а также пафос фрондерства и «психоделической» вседозволенности. Сам термин
«прогрессивный» возник постольку, поскольку «альтернативные» течения стали
иметь массовый успех — со всеми вытекающими отсюда последствиями — и эпитет
«андерграунд», то есть «подпольный», явно больше не годился. Музыкальная
экспансия прогрессивного рока не знала пределов: на границах рока появилось
более десятка «синтетических» направлений. Их можно разделить на «этнические»
(афро-рок, ла-тин-рок, рага-рок), «стилистические» (барокко-рок, симфо-рок,
дажз-рок, блюзрок),
связанные с используемым инструментарием (брасс-рок, электронный рок) и
способом воздействия на аудиторию (глэм-рок, хоррор-рок, психоделический
рок). ч Уже в
начале семидесятых годов запас материала для поверхностных экспериментов по «синтезу»
и «обработке» был исчерпан, и все многочисленные периферийные стили
прогрессивного рока пришли в упадок. Точнее, агрегировались в два
стержневых, достаточно жизнеспособных направления: хард («тяжелый»)-рок и
арт («изящный»)-рок. Для обоих характерны виртуозная игра, обилие
звукотехники и темные, замысловатые тексты. Отличие
состояло в том, что в хард-роке ведущим солирующим инструментом была гитара,
и музыка отливалась в «нормальную» 4-5-минутную песенную форму, а в
арт-роке доминировали клавишные инструменты, и форма варьировалась от песен
до сюит, включавших инструментальные фрагменты и симфонии. «Новая волна»
стала могильщиком «прогрессивного рока». К началу 80-х годов это течение
перестало существовать как таковое. Хард-рок породил процветающий и поныне,
но бескончно далекий от чего бы то ни было «прогрессивного» хэви метал.
Отдельные исполнители (Эрик Клэптон, Лу Рид, Элис Купер) перешли в разряд
«АОР», некоторые заигры- вают с «новой волной», большинство просто сошло со сцены и пополнило ряды «сейшенменов». «Динозавров», оставшихся верными букве и духу «прогрессивного рока», осталось крайне мало («Скай», «Супертрэмп», «Барклай Джеймс Хэрвест», «Мэнфред Манн», «Автограф»...). |