<<< обратно

 

 

ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК

 

Термин, интегрирующий направления, возникшие в рок-музыке в конце 60-х — первой половине 70-х годов и представ­лявшие в то время альтернативу как са­лонному «изи лиснинг», так и коммерчес­ким «тинибопперам». Прогрессивный рок — прямое порождение движения «андерграунд» и, в тех или иных проявле­ниях, он несет в себе большинство догм музыкальной контркультуры, в первую очередь, представление о роке как «серьезном искусстве». Отсюда — стрем­ление ко всевозможным «некоммерчес­ким» экспериментам и «философичнос­ти» содержания, а также пафос фрон­дерства и «психоделической» вседозво­ленности. Сам термин «прогрессивный» возник постольку, поскольку «альтерна­тивные» течения стали иметь массовый успех — со всеми вытекающими отсюда последствиями — и эпитет «андергра­унд», то есть «подпольный», явно больше не годился. Музыкальная экспансия про­грессивного рока не знала пределов: на границах рока появилось более десятка «синтетических» направлений. Их можно разделить на «этнические» (афро-рок, ла-тин-рок, рага-рок), «стилистические» (ба­рокко-рок, симфо-рок, дажз-рок, блюзрок), связанные с используемым инстру­ментарием (брасс-рок, электронный рок) и способом воздействия на аудиторию (глэм-рок, хоррор-рок, психоделический рок). ч

Уже в начале семидесятых годов запас материала для поверхностных экспери­ментов по «синтезу» и «обработке» был исчерпан, и все многочисленные перифе­рийные стили прогрессивного рока при­шли в упадок. Точнее, агрегировались в два стержневых, достаточно жизнеспо­собных направления: хард («тяжелый»)-рок и арт («изящный»)-рок. Для обоих характерны виртуозная игра, обилие звукотехники и темные, замысловатые тексты.

Отличие состояло в том, что в хард-ро­ке ведущим солирующим инструментом была гитара, и музыка отливалась в «нор­мальную» 4-5-минутную песенную фор­му, а в арт-роке доминировали клавиш­ные инструменты, и форма варьирова­лась от песен до сюит, включавших инст­рументальные фрагменты и симфонии. «Новая волна» стала могильщиком «про­грессивного рока». К началу 80-х годов это течение перестало существовать как таковое. Хард-рок породил процветаю­щий и поныне, но бескончно далекий от чего бы то ни было «прогрессивного» хэви метал. Отдельные исполнители (Эрик Клэптон, Лу Рид, Элис Купер) пере­шли в разряд «АОР», некоторые заигры-

вают с «новой волной», большинство про­сто сошло со сцены и пополнило ряды «сейшенменов». «Динозавров», остав­шихся верными букве и духу «прогрес­сивного рока», осталось крайне мало («Скай», «Супертрэмп», «Барклай Джеймс Хэрвест», «Мэнфред Манн», «Ав­тограф»...).

 

Hosted by uCoz